В зале приглушается свет. На экране чередуются снимки. Их комментирует голос, старающийся сдержать невольные эмоции
Людмила АЛЕКСАНДРОВА, Инна ИВАНОВА
Голос «за кадром» принадлежит Елене Бобровой, президенту региональной благотворительной экологической общественной организации «Балтийская забота о животных». Елена делает доклад за «круглым столом» в информационном агентстве «Росбалт», где в течение двух месяцев состоялись две конференции о зверствах человека по отношению к животному. И такое внимание к теме вовсе не излишне. Такова ситуация – слишком много в жизни этого самого зверства...
«Твой Рэксик был очень вкусным»
«Только от жизни собачьей собака бывает кусачей...» Но почему, скажите, «собачья жизнь» означает сплошные беды и лишения?!...Собака Кудряшка. С экрана словно улыбается милая мордочка. Ее расстреляли, среди других, наводя таким вот образом «порядок» на территории одного из крупных предприятий. Добрые люди позвонили в «Балтийскую заботу» и потом вместе с примчавшимися защитниками животных тащили псину, изрешеченную дробью, на старой тачке, на ледяном ветре, с территории предприятия. Собаку спасли. Сейчас Кудряшка живет в Финляндии, где обрела с помощью зоозащитников нашей соседней страны дом и любящих хозяев.
А кавказскую овчарку, мирно жившую на кладбище при церкви в Пушкине, спасти не удалось. Пса любили, обычно держали на цепи (отличный, надо сказать, был охранник), выгуливали. Один тип перерезал собаке горло за то, что она стащила сосиску.
Трагедия щенка Рэксика самым тяжким образом сказалась и на судьбе его хозяйки. Собачонку во время прогулки украла выпивоха, нанятая некой Розой В., поставляющей животных в ресторан одной из экзотических кухонь. Когда представитель зоозащитной организации приехала к Розе, та показала крюк, на котором разделала Рэксика: «Мы его съели, и это было очень вкусно». После случившегося хозяйка щенка Людмила Ивановна не смогла продолжать жить в своей квартире – ей стало постоянно казаться, что под ее окном режут собак.
Случай с Людмилой Ивановной – типичная реакция нормального человека на зверство.
Звоните 02Но почему же, если жестокости к животным так много, наказание настигает изуверов крайне редко? Этот вопрос был задан участникам «круглого стола», которые представляли правоохранительные органы.
Старший помощник прокурора Ленинградской области по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Светлана Есенькова подтвердила, что уголовные дела по статье 245 Уголовного кодекса РФ «жестокое обращение с животными» заводятся очень редко и еще реже доходят до суда. Происходит это потому, что следствию очень тяжело подвести действия людей под эту статью и доказать факты, свидетельствующие о том, что имело место садистское обращение с животным.
Прокурор привела эту статью дословно: «Жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних, наказуется штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев».
Что ж, сохраним этот текст – не приведи господи, пригодится...
Только в Пушкинском районе, заметила прокурор, по этой статье были возбуждены и доведены до суда три уголовных дела, и виновные были наказаны. (Наша газета, напомним, рассказывала обо всех трех случаях.) Это свидетельствует о том, говорит С. Есенькова, что к обращениям заявителей там отнеслись очень ответственно – хорошо поработали и милиция, и дознаватели, и прокуратура.
Именно к представителям этого района обратились журналисты с просьбой дать совет гражданам, как действовать, если при тебе творятся издевательства над животным.
Вот что посоветовали начальник отдела дознания Пушкинского РУВД Инна Сушкова и начальник отдела исполнения административного законодательства того же РУВД Павел Смирнов.
Если вы стали очевидцем жестокости, позвоните в милицию. Дождитесь приезда сотрудников. О случившемся обязательно должен быть составлен акт. Если есть свидетели (попросите их тоже не уходить до приезда милиции), нужно записать их показания и данные. При возможности – сфотографировать место происшествия.
Толкование – расширитьЗащитники животных, и их в этом поддержали все участники «круглых столов», считают, что решить многие проблемы, связанные с взаимоотношениями человека и животного, может и должен специальный закон о защите животных от жестокого обращения.
Зачем нужен именно новый закон?
Дело в том, что статья 245 УК РФ, о которой шла речь выше, начинает действовать лишь в случае гибели животного или причинения ему увечья. Наверное, Уголовный кодекс в самом деле на данном этапе может ограничиваться этими крайними ситуациями. Но если думать о будущем, если говорить о праве гражданском, о вопросах морали, нравственности, о гуманизации общества, то следует понятие жестокого обращения с животными трактовать гораздо шире.
Сегодня, если вы животное не кормите, не поите, собаку содержите на короткой цепочке без выгула, да еще лютой зимой в будке, если не создаете животному необходимые гигиенические условия, то никакой ответственности за это не несете, говорит Елена Боброва. А между тем мировая практика уже давно относит подобное к жестокости, и за это граждане европейских, к примеру, стран, несут достаточно серьезную ответственность.
Наши же защитники животных, ученые, ветеринары, опираясь на европейский опыт, определили сферы, на которые защита животных должна распространиться путем принятия соответствующего закона, следующим образом.
Итак, это сфера содержания животных. Имеется в виду, повторим, обязанность животное поить, кормить, создавать ему условия для моциона, предоставлять необходимую ветеринарную помощь. Следует стремиться к созданию ему тех физиологических и психологических условий жизни, которые предопределены природой.
Выброс животного на улицу – преступление.
И касается это все не только собак и кошек. На гуманное отношение к себе вправе рассчитывать все живые существа, появляющиеся в наших домах, – птицы, рыбы, крысы, хомяки, черепахи, вошедшие в моду экзотические существа...
Закон обязан защитить животных от эксплуатации. Сколько жалких обезьянок в ожидании желающих с ними сфотографироваться сидят, скрючившись, на жердочках, у многих выдраны зубы для безопасности клиентов... Тут же – дикий беркут, остановившийся в росте вечно голодный медвежонок... По свидетельству ветеринара Марии Макеевой, не менее ужасна жизнь лошадей, приобретаемых для извлечения прибыли. Кобыл, ожидающих потомство, заставляют до последнего дня возить тяжелые экипажи. Каждые полгода состав конюшен обновляется, потому что обычно через такой срок «покатушек» здоровое животное превращается в заезженную клячу.
Особая тема – содержание и забой скота на мясокомбинатах и птиц – на птицефабриках. Пора запретить жестокие, вызывающие страх и боль животного, методы забоя.
То же относится к правилам и методам охоты на диких животных. (К этой теме наша газета обращалась неоднократно, в последний раз – в статье «Под прицелом» 22 декабря 2009 г.)
Защиты требуют также обитатели дельфинариев, которые, по данным Е. Бобровой, нередко сходят с ума и погибают от недостатка флоры и планктона, достаточных в естественной среде и отсутствующих в бассейнах, а также – узники частных зверинцев, кочующие в тесных клетках и также умирающие от голода, холода, обездвижения.
Особая боль – судьба лабораторных и вузовских животных, которых даже в нашем городе нередко содержат без выгула, скученно, в тесных клетках, в помещениях без окон.
Пока у нас только ветеринарные институты отказались от обучения на животных, введя в учебный процесс компьютеры и муляжи. «Человеческие» же, главным образом медицинские, вузы России по-прежнему используют «животный материал». Между тем европейцы отказываются от преподавания и опытов на животных не только из соображений гуманности к братьям меньшим, а еще и потому, что такое обучение воспитывает в будущем враче равнодушие, если не жестокосердие, что сегодня уже неприемлемо для общества.
Из той же серии – те фармакологические опыты на животных, которые давно запрещены в огромном ряде стран. Поскольку в России не существует законодательного запрета на многие опыты, причиняющие животным страдания, некоторые фармакологические компании и медицинские центры, по данным Е. Бобровой, тех же – Европы, Америки и Азии, – заключают договоры на их проведение у нас.
Ну и, конечно, для многих защитников природы не подлежит сомнению то, что пора законодательно разрешить только гуманные методы отлова безнадзорных животных и эвтаназии.
Надежда на закон
Правовая система, разделение властных полномочий в нашей стране таковы, что все проблемы, о которых идет речь, не могут быть разрешены местным, региональным законом. Обозначить их и определить пути решения возможно только в законе федерального уровня.
И такие попытки, надо сказать, предпринимались неоднократно.
В 2000 году был создан федеральный закон «О защите животных от жестокого обращения», по оценке многих экспертов, как раз отвечающий требованиям гуманизации в этой сфере. Одобренный учеными, специалистами, защитниками животных и поддержанный более чем сотней ведущих деятелей российской культуры, он прошел три чтения и был принят Государственной Думой, но – получил вето и. о. президента как закон, не имеющий... «предмета правового регулирования».
В 2008 году проект закона был снова представлен в Госдуму, и на этот раз его уже сняли с рассмотрения сами депутаты... как неактуальный.
Но жизнь не стоит на месте. Нынешний президент неоднократно говорил о задаче гуманизации общества, о том, как важно идти по пути цивилизации. И защитники природы нашего города заявили о намерении объединиться с единомышленниками из Москвы и вновь обратиться к депутатам, к главе государства с настоятельной просьбой: рассмотреть и принять проект закона, который привнесет во взаимоотношения человека и животного гуманность и доброту.
http://www.spbvedomosti.ru/article.htm? ... V_Articles