Расскажу свою историю в надежде на то, что она поможет сделать кому-то правильный вывод и правильный выбор.
Собака кадебо, девочка, 3.5 года, попала к нам с передержки. Хозяева избавились от неё в состоянии истощенного скелета, как будто не давали ей есть. Хотя утверждали, что кормили исправно, но она не поправлялась. Однако на передежке её выходили, откормили, и нам она досталась совершенно здоровым, активным, жизнерадостным псом.
Через полгода беззаботной жизни случился эпилептический приступ. На следующий день второй, третий, четвертый. Повезли к терапевту. Терапевт сказал, что это эпилепсия, и назначил кеппру и гапабентин. Вначале ударную дозу с последующим уменьшением. Приступы прекратились, но на третий день приема таблеток собака слегла. Не вставала, не ела, ходила под себя, с трудом пила. Терапевт сказал что это нормально после ударной дозы таблеток, будем постепенно уменьшать дозу. Через сутки собака кое-как, с поддержкой, смогла встать на ноги, немного поесть. Но была сильно заторможеной.
Таблетки давать перестали. Необходимо было посетить невролога, но в нашем городе Воронеже их всего два, и оба были в отпуске. Пришлось ждать.
Стали уменьшать дозу и наблюдать. Лучше не становилось: собака с трудом двигалась, не ориентировалась в пространстве.
Через две недели попали к неврологу, Водопьянов Роман Викторович. Он прописал дексаметазон ддя уменьшения внутричерепного давления и МРТ, и как можно быстрее, без него точный диагноз не поставить. МРТ делается для исключения опухоли мозга. Ближайшее к нам МРТ было в Липецке, свободная запись через две недели. Стали ждать. Собаке лучше не становилось: вялое заторможенное состояние, приступов не было.
Сделали МРТ. Опухоль мозга, глиома. МРТ-шник сказал, что такое не лечится, прописал таблетки для уменьшения внутричерепного давления и сказал готовиться к худшему...
Наш невролог, он же нейрохирург с опытом, оценил результаты МРТ, предложил сделать операцию. Судя по снимкам, опухоль локальная, вычистить можно, шансы высоки. Доброкачественная она или злокачественная - узнать можно только после операции.
Но и риски очень высоки. Может вообще умереть во время операции. И гарантий дать никто не может. И дальше были поиски информации в интернете, что и как, и какие последствия. Знающие люди отговаривали от операции, мол даже если и выживет, то дальше нужна будет химия и лучевой терапия, а после неё собака становится неуправляемой и опасной для жизни. Призывали не мучить и отпустить.
Выслали МРТ московскому нейрохирургу. Тот в целом сказал тоже, что и наш воронежский - шансы высоки, опухоль операбельна.
Решили бороться. Раз есть шанс, что опухоль окажется доброкачественной, значит надо этим шансом воспользоваться. Особо думать было некогда. Встал лишь вопрос, где делать операцию - в Москве или в Воронеже. Решили довериться Водопьянову Роману Викторовичу. Понятно, что у московских коллег опыта больше, но решили, что наблюдать за собакой после операции должен тот, кто её делал.
Операция закончилась. Жива. На следующий день окончательно пришла в себя, поела и была готова к выписке. Доктор оценил операцию на отлично. Но в день выписки случился эпилептический приступ. Сказали, что так бывает сразу после операции.
Шрам на полголовы, бритый череп и колпак. Впереди период восстановления. Она быстро приходила в норму, вновь стала активной, игривой, жизнерадостной. Таблетки больше никакие не принимали. От химии доктор тоже отговорил.
Через месяц после операции пришли результаты гистологии: олигодендроглиома. Это злокачественное образование. К счастью, обычно не метастазирует, а растет на этом же месте. Как дальше поступать: при появлении неврологических симптомов - повторное МРТ. И вновь вопросы, что делать, сколько времени... Врач как всегда немногословно ответил: все индивидуально, никаких гарантий и прогнозов, просто живите и радуйтесь жизни.
И мы радовались. Бегали, плавали в речке, игрались. Шрамы покрылись новой шерстью, о страшном диагнозе уже ничего и не напоминало. Пёс выглядел абсолютно здоровым.
А через полтора месяца после операции снова вернулись приступы, через день. Врач сказал, что надо наблюдать, возможно это из-за изменений в мозге. Стали давать дексаметазон и паглюферал-3.
Приступы стали редкими, раз в две недели. Состояние было отличное, активное, игралась, купалась в речке, как будто ничего и не было. Так прожили еще 4 недели. Но потом вдруг состояние резко ухудшилось, а через два дня её не стало. Ветеринар подозревает кровоизлияние в мозг, но понятное дело это лишь предположения...
А теперь выводы,.. к сожалению, они сделаны слишком поздно, но возможно помогут другим.
1. Если с питомцем что-то не так, не надо ждать когда само пройдёт. В нашем случае истощение было первым звоночком... 2. Эпилептические приступы - это не факт что эпилепсия, нужен анализ. 3. Не медлите, не бойтесь и не отступайте. Нам не повезло, а вам обязательно повезёт. Но мы были счастливы.
|